Мы не сможем улучшить жизнь инвалидов, считая их больными: Интервью с архангельским экспертом
По разным данным в России численность инвалидов приближается к 10 млн. человек и продолжает расти. Особую озабоченность в связи с ростом количества инвалидов населения специалисты стали выказывать последние лет пять, ведь тенденция такова, по их мнению, что при сохранении данных темпов России грозит не в столь отдаленной перспективе "инвалидизация всей страны". Эксперты утверждают, что многие проблемы, связанные с адаптацией инвалида к жизни в социуме должны решаться на самых ранних стадиях. О масштабах проблем, связанных с детской инвалидностью и о мерах, принимаемых для их поддержки в регионе, корреспонденту ИА REGNUM рассказал председатель Союза общественных объединений инвалидов Николай Мякшин.
ИА REGNUM: Николай Александрович, насколько проблема инвалидности актуальна для Архангельской области?
Мякшин: Несмотря на то, что по данным статистики количество детей с ограниченными возможностями сокращается, их численность по-прежнему велика - более 8 тысяч человек.
ИА REGNUM: А с чем связано сокращение инвалидизации?
Мякшин: Конечно не с общим улучшением здоровья населения. Дело в том, что с недавних пор Минздравсоцразвития ужесточило критерии получения инвалидности и теперь те, кто имел инвалидность раньше, может не быть признан таковым теперь.
ИА REGNUM: Что бы вы назвали основной проблемой инвалидов, в том числе детей с ограниченными возможностями?
Мякшин: Инвалидность, как правило, необходимо подтверждать каждый год, в противном случае он не будет получать ежемесячное пособие. В связи с этим, одна из основных проблем - очень тяжелая процедура переосвидетельствования, которая занимает не менее месяца. К сожалению, в области нет единой базы данных инвалидов, что позволяло бы сделать процедуру более оперативной. А получение статуса инвалида для многих - это единственный источник дохода. Особую значимость этот вопрос приобретает, если говорить о родителях детей инвалидов, которые зачастую вынуждены бросить работу, чтобы ухаживать за ребенком. Пособие в размере около 4 тысяч рублей для семей, воспитывающих инвалида, очень существенно, нужно учитывать тот факт, что детей с ограниченными возможностями воспитывают, как правило, матери-одиночки.
ИА REGNUM: Есть ли в Архангельске и области детские сады, принимающие детей-инвалидов? Достаточно ли их?
Мякшин: В Архангельске очень небольшую долю занимают дети с тяжелыми множественными нарушениями - примерно 30 человек. В нашей области для таких детей особенно остро стоит проблема дошкольного образования. Эти дети, как правило, сидят дома и воспитываются родителями. Проблемы остальных (детей с нарушением слухе, зрения и так далее) в какой-то степени в городе и области решаются - есть специализированные детские сады. Но и дети с незначительными отклонениями в развитии, увы, не всегда могут попасть в детский сад. Я считаю, что дети с ограниченными возможностями должны посещать общие садики, ведь именно с этого возраста у людей закладываются все основы для толерантного отношения к инвалидам в будущем. Уверен, что те взрослые, которые росли среди инвалидов, быстрее возьмут на работу инвалида, нежели те, что не имели контакта с теми, у кого есть какие-то нарушения в развитии. Однако пока нет даже методик для обучения разных детей, нет подготовленных специалистов, так что о полном переходе детей-инвалидов в общие сады пока говорить рано. Отмечу, что с прошлого года система образования получаем увеличенное финансирование для содержания детей, с инвалидностью посещающих муниципальные детские сады и школы, и в этом смысле мы выгодно отличаемся от других российских регионов. Это небольшие суммы, но они позволяют не сокращать дефектологов и других специалистов, работающих в образовательных учреждениях.
ИА REGNUM: После детского сада родители озабочены тем, в какую школу отдать своего ребенка. Есть ли выбор у родителей инвалидов?
Мякшин: Прежде всего скажу, что я очень рад, что премьер-министр заявил о готовности подписать Конвенцию о правах инвалидов ООН. Это очень важно, так как подписание этого документа означает вложение значительных средств в доступность и в образование инвалидов. Конечно, в Архангельской области сейчас тоже реализовываются программы и проекты, например, по инклюзивному образованию детей-инвалидов. Благодаря этому проекту, на базе Института развития ребенка разрабатываются программы по обучению педагогов методикам обучения детей с различными заболеваниями. Это тоже важно, так как общество, в том числе и сообщество педагогов, не готово к инклюзивному образованию. По различным исследованиям, от 40% до 50% родителей и педагогов против организации совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. Причин тут много. Родители здоровых детей, прежде всего, беспокоятся тем, что это скажется на качестве образования, а родители детей-инвалидов боятся за то, что для их детей не будут созданы все необходимые условия. То есть для того, чтобы внедрять инклюзивное образование у нас, необходимо провести работу по изменению сознания людей, в том числе и ученых, которые до сих пор не могут прийти к единому мнению на этот счет. Но даже если школа и родитель будут готовы к таким переменам, то это не будет означать, что ребенок сможет ходить в школу. Дело в том, что, например, в Архангельске совершенно отсутствует транспортная доступность для инвалидов. Однако стоит отметить, что архангельский муниципалитет и депутаты в настоящее время разрабатывают программу по организации доступности на десятки миллионов рублей. Это позволит в ближайшее время достичь кое-каких результатов.
ИА REGNUM: Проблемы инвалидов - это не только проблемы не только социального характера, но и медицинского. Насколько доступна сегодня медицинская реабилитация инвалидов?
Мякшин: Медицинская и социальная реабилитация - это тоже проблема. Дети со сложной степенью инвалидности (церебральный паралич, и другие множественные физические нарушения) практически лишены санаторно-курортного лечения. В настоящее время в Архангельской области нет ни одного заведения, которое бы могло организовать отдых и реабилитацию детей-инвалидов. По нашим данным, лишь один из десятков детей-инвалидов может позволить поездку в санаторий на юг. И главная проблема здесь заключается в том, что санатории не готовы к принятию таких детей. Поэтому летний отдых таких детей ложится на плечи общественных организаций. Например, в нашей области отдыхом детей-инвалидов занялась некоммерческая общественная организация "Благодея". Она получила президентский грант в размере 1 млн. рублей на реализацию своего проекта по организации отдыха детей на одной из баз области.
ИА REGNUM: Поддерживаете ли вы мнение о том, что для решения всех проблем инвалидов необходимо создание комплексной программы? И что необходимо для того, чтобы инвалиды стали полноценной частью нашего общества?
Мякшин: Я считаю, что любая форма оказания помощи инвалидам имеет право на существования. Конечно, когда проблемой занимается одно ведомство или реализацию комплексной программы курирует один человек, достичь результатов проще, нежели при узконаправленной работе отдельных департаментов. Однако в настоящее время в большей степени все зависит от главы региона. К сожалению, в настоящее время на уровне областной власти о проблемах инвалидов по-прежнему говорят с медицинской точки зрения, а не с социальной. Говорят о том, как их надо лечить. Это конечно хорошо, но такая однобокая позиция подталкивает общество и структуры к тому мнению, что инвалиды - это больные люди. А если они больные, то они должны сидеть дома. Пока мы не изменим это, мы не сможем улучшить жизнь людей с ограниченными возможностями.
16:38 14.07.2008
Интервью с архангельским экспертом
Модератор: Lev
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость